Развитию сознательности скорее способствуют наказания
"психологические": если мы дадим ребенку понять, что не согласны с
ним, что хотя бы на
какой-то момент он не может
рассчитывать на нашу симпатию, что мы на него сердимся и т. п. Чувство вины, пробужденное
нами в
ребенке, является сильным регулятором его поведения
и тогда, когда ребенок остается
без надзора взрослых. Необходимо помнить, что и чувство
вины может быть слишком сильным,
отчего начинает страдать
любая активность ребенка. Каким бы ни было наказание, оно
не должно
вызывать в ребенке чувство,
что он потерял
родителей, что его личность унижена и
отвергнута. Итак, можно сказать, что хотя наказание и играет определенную
роль в воспитании
детей, к
нему следует прибегать с
большой осторожностью.